История бильярдного кия

кийКий – основное орудие игрока в бильярд, он определяет качество игры. Появился кий в конце XVI века. До этого для игры в бильярд использовали биту. Модернизация кия  произошла, когда игроки смекнули, что в том случае, когда биток расположен близко к борту, неудобно бить по нему  битой из за размеров ее наконечника. В таких случаях игроки все чаще стали использовать для ударов обратную сторону биты – ручку, так как сечение ручки биты было намного меньше сечения ее наконечника. Ручка биты называлась «queue» (что по-английски дословно означает «очередь», имелось ввиду «хвост» ), от этого слова и произошло современное «cue» (c англ. «кий»).

Долгий период времени женщинам, играющим в бильярд, не разрешали играть кием, так как считалось, что женщины своими неуклюжими движениями могут порвать сукно бильярдного стола острием кия. Для игры им разрешалось использовать только биты.

Бильярдные кии стали изготавливать составными из твердых пород древесины предварительно выдержанной до приобретения ею необходимой сухости. В основном использовался бук, граб, ясень, черное дерево, клен и палисандр. Со временем для изготовления киев начали использоваться венге, кокобола, амарант, ярра, гринадир, падук, сатин и другие твердые породы красного дерева. Тонкую, ударную составляющую кия, как правило, изготавливали из клена. При этом на конце кия устраивалась специальное углубление для заполнения его гипсом. Позже это углубление исчезло, а на его место стали наклеивать круглую наклейку из кожи. В хвостовую часть кия заливали расплавленный свинец для увеличения его массы до необходимой величины.

Вплоть до конца двадцатых годов девятнадцатого века наконечники киев изготавливались из гипса, который заполнял специальное углубление на конце кия. Игра таким кием не отличались особой замысловатостью, в игре применялся только один удар — в центр битка. Происходило это по той причине, что гипсовый наконечник при ударе в любую другую точку шара кроме центра постоянно соскальзывал, не давая таким образом произвести точный удар. Кроме всего остального для игры такими киями было необходимо, чтобы у каждого из игроков их было по нескольку штук, так как гипсовые наконечники киев быстро выходили из строя, и их постоянно нужно было окунать в свежий раствор гипса, чтобы обновить. Бильярдные столы постоянно приходилось очищать от гипса. Гипсовыми киями часто рвали бильярдное сукно.

Кожаная наклейка на кий появилась в 1827 году. Использовать кожу для изготовления наклейки на наконечник кия додумался француз Менго – известный в то время в определенных кругах бильярдист-виртуоз. Это, с виду простая, доработка произвела настоящую революцию в бильярде. При игре кием с гипсовым наконечником от игроков требовались только механические навыки, ведь удары делались только в центр битка, траектория движения битка при этом была строго прямолинейна. Теперь же, с появлением кожаной наклейки, стали возможны невиданные по тем временам удары, требовавшие от игроков дополнительных навыков. Можно было ударить по битку так, что тот, вращаясь, двигался по искривленной траектории, или мог вдруг остановиться и откатиться назад, перескочить через другие шары и т.д. Когда Менго впервые продемонстрировал такие удары, у всех наблюдавших они вызвали большое удивление и неподдельное восхищение. Началась новая эра в качестве бильярдной игры.

В 1829 году появляется разборной кий.

С тех пор кий остался практически таким же, каким мы знаем его в современном бильярде.