Правила игры в пул

Правила игры в пулДанные правила являются общими для каждой из разновидностей игры в пул.

Бильярдное оборудование.
Все бильярдные игры, описанные далее, проводятся с применением пуловских столов, шаров и оборудования, отвечающего всем стандартам, установленным Всемирной ассоциацией пула или BCA.

Расстановка шаров.
Расстановка шаров осуществляется при помощи треугольника, при этом передний шар должен располагаться на задней отметке. Все остальные шары выставляются за передним шаром и должны быть вплотную прижаты друг к другу.

Удар по битку.
Удар по битку следует производить только наклейкой кия. Нарушение данного правила считается фолом.

Промах по лузе.
Если игрок делает промах при правильном ударе, другими словами, не забивает прицельный шар, то серия его считается законченной, и в игру вступает его оппонент.

Розыгрыш начального удара.
При розыгрыше первого (начального удара или разбития) используется такая процедура. Соперники, взяв по шару одинакового веса и размера (два битка или пара прицельных шаров), располагают их по разные стороны от передней отметки, после чего синхронно выполняют удар из дома по направлению к заднему борту.
Победившим в розыгрыше считается игрок, шар которого остановился ближе к переднему борту. При этом шар должен коснуться заднего борта один раз. Автоматически проигранным считается такой розыгрыш:
— если шар закатился на половину оппонента;
— если шар не коснулся заднего борта;
— если шар коснулся заднего борта два раза и более.
— если шар угодил в лузу;
— если шар вылетел за пределы игрового поля;
— если шар прикоснулся к длинному борту;
— если шар остановился в створе угловой лузы, пересекая при этом линию переднего борта.
В том случае, когда при розыгрыше начального удара нарушают правила оба игрока, или в случаях, когда судья не в состоянии определить, шар какого из игроков остановился ближе к переднему борту, розыгрыш повторяют вновь.

Начальный удар (Разбитие).
Право на выполнение начального удара определяется в соответствии с результатом жребия или розыгрыша (во время проведения официальных турниров розыгрыш начального удара производится обязательно). Победитель розыгрыша или жребия может произвести начальный удар лично или уступить это право своему оппоненту. Биток вводится в игру ударом с руки из дома. Прицельные шары при этом должны быть расставлены в соответствии с правилами каждой отдельной игры. Биток считается «в игре» после удара по нему наклейкой кия и пересечения им передней линии.

Удар с руки из дома.
Этот удар выполняется в начале партии или после падения битка в лузу, если это оговорено в правилах каждой конкретной игры. Производящий удар с руки из дома имеет право размещать биток в любом месте дома, и может наносить удар по любому прицельному шару, если тот своей точкой соприкосновения с игровой поверхностью располагается вне дома (за, или строго на передней линии). Наносить удар по прицельным шарам, которые находятся в доме, можно только в тех случаях, когда биток сначала покидает дом, а затем, ударившись о борт, возвращается обратно в дом.
Введенным в игру считается биток после того, как он покинул пределы дома в после удара по нему наклейкой кия. До того как биток не введен в игру, игрок может переставлять его рукой, кием и т.п. в то место в доме из которого ему удобнее наносить удар. За любое касание битка после того как он был введен в игру считается фолом.

Игра с руки.
Если правилами конкретной игры предусмотрена игра с руки после объявления фола, то вступающий в игру соперник имеет право поставить биток в любое место на игровом поле стола и произвести удар по прицельному шару.

Сыгранные шары.
Шар считается сыгранным (забитым), если после правильно произведенного удара он оказывается в лузе. Шар, выскочивший из лузы на игровое поле стола, считают несыгранным.

Положение шаров.
Положение шара на игровой поверхности стола определяется точкой соприкосновения шара с ней.

Касание пола.
Во время произведения удара, по меньшей мере, одна нога игрока должна касаться пола, в противном случае объявляется фол.

Выполнение удара до остановки шаров.
Если игрок произвел удар, не дождавшись полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола после предыдущего удара (вращающийся на месте шар также считается не остановившимся) ему объявляется фол.

Завершение удара.
Удар можно считать завершенным только лишь после того, как все шары на игровой поверхности стола остановились.

Дом и передняя линия.
Передняя линия не считается частью дома. Именно поэтому если правила игры требуют, чтобы удар производился только по шарам находящимся вне дома, то прицельный шар, расположенный точно на передней линии можно играть. Из этого следует, что и биток при введении его в игру из дома (удар с руки из-за передней линии) нельзя ставить непосредственно на переднюю линию.

Общие правила для всех нарушений.
Хоть и в конкретных бильярдных играх за одинаковые нарушения применяются различные штрафы, для всех без исключения нарушений применимы следующие общие правила:
— после нарушения правил право удара всегда переходит к оппоненту,
— ни один забитый шар не засчитывается, и любой шар (или шары) выставляется только тогда, когда это предусмотрено в правилах конкретной игры.

Промах по очередному шару.
Если после удара биток не соприкоснулся ни с одним из очередных (легальных) прицельных шаров, т.е. шаров, первое касание с которыми обусловлено правилами конкретной игры, то удар считается неправильным. Удар в сторону от расположенного вплотную к битку прицельного шара также не считается за удар по этому шару.

Правильный удар.
Удар считается верным в том случае, если биток коснулся сначала легального (очередного) прицельного шара, а затем:
— один из прицельных шаров угодил в лузу;
— биток или какой-либо из прицельных шаров коснулись борта.
Нарушение этих правил влечет за собой фол.

Падение битка в лузу.
Если при ударе биток попадает в лузу, это рассматривается как фол.

Запрет на прикосновении к шарам.
За прикосновение во время игры любого шара на игровом поле телом, одеждой, мелом, машинкой, древком кия и т.д. объявляется фол. Прикасаться к битку можно исключительно наклейкой кия во время выполнения правильного удара.

Запрет двойных ударов.
Когда во время выполнения удара наклейка кия касается битка больше одного раза, а также в том случае, когда наклейка касается битка, в то время как биток касается (или после того, как биток уже коснулся) прицельного шара, объявляется фол. Когда биток располагается на столе таким образом, что соприкасается с каким-либо нелегальным прицельным шаром, удар необходимо производить в сторону от него, в противном случае объявляется фол.

Запрет толчка (пропиха).
Если игрок проталкивает биток вперед, намеренно увеличивая время контакта наклейки кия с битком, несоразмерно ударному движению — объявляется фол.

Правильный перескок.
Правильным считается перескок, который выполняется ударом в верхнюю половину битка, при этом кий должен быть приподнят. Исполнение удара «перескок» любыми другими способами запрещено.

Выскочившие шары.
Все шары, которые после удара остановились за пределами игрового поля стола (на полу, на бортах) нужно считать выскочившими. Не считаются выскочившими только такие шары, которые, ударившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно вернулись на игровое поле, при этом, не коснувшись какого-либо постороннего объекта (мел на борту, кий, игрок и т.д.), не принадлежащего стационарной принадлежности бильярдного стола. Выскочивший шар считается нарушением. Прицельные шары, которые выскочили, выставляются обратно на стол после полной остановки всех шаров на игровом поле. Выскочивший биток возвращается в игру в соответствии с установленными правилами конкретной игры.

Одновременное нарушение сразу нескольких правил.
В том случае, когда при ударе игрок нарушает сразу несколько правил, он все равно наказывается только одним штрафом, но штраф этот должен быть самым строгим из возможных штрафов, которые предусмотрены за самое грубое из совершенных при ударе нарушений.

Самопроизвольное перемещение шаров.
Если шар каким-либо образом самопроизвольно (без контакта с кием или другими шарами) движется, то его переставляют обратно туда, где он до этого остановится, после чего игра продолжается. Например, если над лузой завис шар, и остается в таком положении на протяжении пяти и более секунд, после чего все-таки падает в лузу, то по правилам его нужно вернуть на игровое в то место где он стоял и продолжать игру. В том случае, когда при выполнении удара прицельный шар до контакта с битком самопроизвольно падает в лузу, его и биток возвращают на исходные позиции, после чего следует повторение удара. Аналогично поступают и с другими прицельными шарами, самопроизвольно сместившимися в момент удара.

Выставление шаров.
Если в соответствии с правилами каждой конкретной игры есть необходимость выставлять один или несколько шаров, то после окончания удара шары размещаются на продольной линии. Размещаются они таким образом: шар с самым меньшим номером выставляется на заднюю точку, а все другие шары в порядке возрастания их номеров размещаются друг за другом по направлению к заднему борту. Если же ситуация на столе не позволяет соблюсти указанное требование, то выставляемые шары размещают в том месте на продольной линии, которое свободно и расположено как можно ближе к задней отметке. При этом шары выставляются вплотную к мешающим прицельным шарам, не смещая их. Если помеху для выставляемых шаров создает биток, то выставляемые шары размещают не в плотную, но как можно ближе к нему.
В тех случаях, когда выставляемым шарам не хватает пространства между задним бортом и задней отметкой, их ставят на продольную линию перед задней отметкой как можно ближе к ней. При этом шар с меньшим номером должен размещаться впереди, а все остальные шары в порядке возрастания номеров размещаются друг за дружкой по направлению к задней отметке.

Шары, упавшие вместе с сыгранными.
Когда при совершении правильного удара в лузах оказываются и другие прицельные шары, то в таком случае ориентируются на правила каждой конкретной игры.

Вмешательство постороннего.
Когда во время игры шары приводятся в движение после вмешательства постороннего человека (как непосредственно, так и путем любого воздействия на игрока, совершающего удар), их возвращают на прежние позиции, и игра продолжается, фол за это не объявляется. Если игра официальная, то позицию на столе восстанавливает судья встречи. Это правило применимо также при других чрезвычайных ситуациях (землетрясение, падение осветительного прибора, авария и т. д.). Когда восстановить позицию на столе невозможно, партия аннулируется и переигрывается, начальный удар при этом делает тот же игрок.
Однако это правило неприменимо к игре «14+1 с продолжением», в которой одна партия состоит из последовательных пирамид. Поэтому розыгрыш текущей пирамиды прерывается, и начинается розыгрыш новой, и право начального удара определяется заново. Счет при этом сохраняется прежним, таким, каким он был к моменту приостановки партии.

Очередность начального удара.
Если игра проходит до фиксированного количества побед или сыгранных партий, то победитель каждой отдельной партии наносит первый удар в следующей партии. Но на усмотрение организаторов соревнования возможны другие варианты:
— игроки разбивают по очереди;
— разбивает проигравший игрок;
— разбивает игрок, проигрывающий по партиям.

Вступление в игру соперника.
Если игрок не сумел правильно сыграть шар в лузу или же допустил фол, то в игру вступает его оппонент. Если правила не были нарушены, оппонент принимает сложившуюся ситуацию на столе.

Шар на борту.
Удар по прицельному шару, который расположен вплотную к борту, обязательно должен завершиться падением одного из прицельных шаров в лузу, или касанием битка борта, или доведением прицельного шара до любого другого борта (с которым он изначально не соприкасался), либо доведением до борта другого прицельного шара.
За невыполнение хотя бы одного из этих требований назначается фол. Факт касания прицельным шаром борта должен быть зафиксирован судьей или одним из игроков, и объявлен до удара.

Установка битка.
При игре с руки установку битка можно делать рукой или любой частью кия. После установки битка любое движение кия вперед, которое сопровождается касанием битка, расценивается как начало удара.

Вмешательство в игру соперника.
В том случае, когда игрок отвлекает своего оппонента или вмешивается в его игру, это расценивается как нарушение. Вмешательством считается нанесение удара вне очереди, а также смещение любого шара во время игры оппонента.