Правила снукера

Правила снукера

Правила снукера весьма сложные, во всех известных ныне видах бильярдной игры они намного проще, по этому многие называют снукер самой интеллектуальной разновидностью бильярдной игры. Итак...

Стол

В снукер играют на прямоугольном столе с игровой поверхностью размером 3569 мм ± 13 мм на 1778 мм ± 13 мм. Высота стола от уровня пола до верхней кромки борта должна быть не меньше 851 мм и не больше 876 мм. Высота бортов должна составлять от 39 до 40 мм от игровой поверхности стола. На столе для снукера имеются 6 луз (по одной в каждом углу стола, и по одной лузе посередине длинных бортов). Геометрия луз должна соответствовать шаблонам, утвержденным WPBSA (Всемирная ассоциация профессионального бильярда и снукера). Стол обтянут сукном, а на игровом поле должна быть нанесена определенная разметка.

Шары

Набор шаров для игры в снукер состоит 21-го прицельного шара, из которых — 15 красных шаров, а также по одному шару желтого, зеленого, коричневого, синего, розового и черного цветов, плюс биток белого цвета.

Каждый из прицельных шаров имеет свою «стоимость»: забив красный шар игрок получает 1 очко, желтый – 2 очка, зеленый – 3 очка, коричневый – 4 очка, синий – 5 очков, розовый – 6 очков, черный 7 очков.

Другое оборудование

Кий для игры в снукер должен быть не менее 914 мм в длину. Для того что бы была возможность играть труднодоступные шары предусмотрен ряд подставок и удлинителей для кия.

Игра

Цель

Основная цель игры – ударами битка забивать прицельные шары в лузы. Если игрок отправляет прицельный шар в лузу без нарушения правил, ему на счет записывается определенное «стоимостью шара» количество очков.

Регламент

Фрейм (партия) открывается начальным ударом, при этом все прицельные шары находятся в исходной позиции, право на начальный удар определяется жребием. Заканчивается фрейм сыгрыванием всех прицельных шаров, или признанием поражения одного из игроков в соответствии с правилами. В последующих фреймах право начального удара определяется чередованием.

Игра должна состоять из нечетного количества фреймов, победа в игре достается тому игроку, который первым сумеет выиграть минимально необходимое для победы количество фреймов. Например, в матче из 7 фреймов победу праздновать будет тот игрок, который первым сумеет выиграть 4 фрейма.

Количество игр в матче может быть определено организаторами турнира. По их же усмотрению игры могут проходить по круговой, олимпийской или любой другой системе.

Фрейм

Открывается начальным ударом с руки, при этом биток должен в первую очередь коснуться одного из красных шаров. Перед выполнением начального удара биток может быть установлен в любую точку сектора «D». Теоретически, игрок имеет возможность уже начальным ударом забить один или несколько красных шаров, но профессиональные снукеристы такое начало фрейма считают неприемлемым. Продолжить серию после такого разбоя, скорее всего, не получится, а вот соперник может получить хороший шанс вырваться вперед. По этому в профессиональном снукере, как правило, начальный удар выполняется по отыгрышу, после чего право удара переходит его оппоненту, задачей которого остается забить красный шар. После того как один из игроков сумеет сыграть красный, следующим в его очереди становится один из шести разноцветных шаров. Перед выполнением этого удара игрок должен объявить судье, какой из шести цветных шаров он собирается играть. В случае, когда очевидно, какой из шаров будет играться следующим, делать объявление судье не обязательно.

Получается, что основная очередность, с которой играются шары во фрейме – это «красный – цветной». Забитые красные шары на стол не выставляются, а цветные возвращаются на свои отметки в соответствии с правилами. Рано или поздно, все красные шары оказываются в лузах. После последнего красного игрок имеет право забить любой из шести разноцветных шаров. Затем они должны играться по очереди в соответствии с их «достоинством» в порядке роста: жёлтый, зелёный, коричневый, синий, розовый, чёрный.

Несколько подряд сыгранных шаров одним из игроков называется серией (анг. break). Самой сложной серией считается серия, состоящая их 15-ти красных, 15-ти черных и 6-ти разноцветных шаров за один подход, проделав ее, игрок набирает 147 очков. Называется такая серия «максимальная серия» (анг. maximum break). Но теоретически можно сделать серию и больше чем 147 очков, такая ситуация называется «максимальный брейк со свободным шаром», подробнее об этом тут.

Играя красный шар, правилами не запрещается, если в результате этого же удара в  лузах окажутся еще один или несколько красных шаров. Если возникает такая ситуация, игроку просто прибавляется по одному очку за каждый очутившийся в лузе красный шар. Но если игроку предстоит играть один из шести разноцветных шаров, то забивать ему придется исключительно один шар, причем тот, который по правилам является очередным. Если в результате такого удара в лузе окажется любой другой шар или первое касание битка состоялось не с тем шаром, который оказался в лузе – все это считается фолом.

Когда в результате очередного удара игроку не удалось забить шар или он совершил фол, право на следующий удар переходит его оппоненту. В ситуации, когда на столе еще имеются шары красного цвета, игрок должен начать подход с удара битком по красному шару (исключением является ситуация, когда рефери объявляет «свободный шар»). Во время очередного подхода, когда на столе остаются исключительно разноцветные шары, игрок обязан начинать свою игру с удара по шару с наименьшей «стоимостью».

Удар

Совершая очередной удар, игрок обязан делать все от него зависящее для того, чтобы биток в первую очередь попал по очередному шару. Если игрок не попадает, рефери засчитывает промах и, в большинстве случаев, повторный удар (анг. foul and a miss). Запрещены, так называемый удар «перескок» и «пропих». Рефери, если, по его мнению, игрок слишком долго готовится к удару, имеет право сделать ему замечание, и предупредить, что если он не начнет играть быстрее, то он засчитает победу во фрейме его оппоненту.

Конец фрейма

Фрейм считается оконченным если:

— один из оппонентов признает свое поражение из-за разницы в счете, которая настолько велика, что любое, в разумных приделах, число снукеров, и, возможно, последующих за ними штрафных очков не поможет ему догнать и опередить своего соперника;

— один из игроков забивает шар розового цвета, и на столе остается только один шар – черный, а преимущество игрока забившего розовый шар составляет 8 и более очков (можно не играть последний черный шар в такой ситуации);

— в лузе оказывается последний оставшийся на столе шар – черный, или игрок допускает фол играя его. В результате, если счет не становится равным, то игрок с большим количеством очков объявляется победителем;

— один из оппонентов допускает фол, который судья может трактовать как фол означающий проигрыш во фрейме. К примеру, когда игрок три раза подряд не попадает по шару который «виден», пусть даже в минимальную резку.

В случае когда после того как один из игроков забив последний черный шар или сфолил играя его, и счет во фрейме сравнялся, назначается переиговка черного шара (анг. respot black). Это значит, что шар черного цвета ставится на свою исходную точку, а одному из игроков (определяется жребием) достается право играть его с руки из сектора “D”. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не положит в лузу черный шар или совершит фол.

Игровые ситуации

Возврат шаров на стол

В момент выставления разноцветных шаров на свои отметки действуют такие правила:

— когда собственная отметка шара свободна, шар выставляется на нее;

— когда собственная отметка цветного шара занята каким-либо другим шаром, он выставляется на свободную отметку шара с наибольшей стоимостью;

— когда на столе нет свободных отметок, то шар выставляется на стол вдоль мнимой линии, проходящей параллельно длинным бортам и разделяющей стол вдоль на две равные части в месте, которое как можно ближе к его собственной отметке и дальше от дальнего короткого борта.

При выставлении любого из разноцветных шаров непременным условием является то, что при этом он не должен касаться любых других шаров.

Соприкасающийся шар

Ситуация когда биток, после удара одного из игроков остановился так, что имеется прямой контакт с одним или несколькими шарами, которые являются, или могут являться очередными, называется «соприкасающийся шар» (анг. touching ball). В этом случае рефери объявляет «соприкасающиеся шар(ы)» и показывает очередной, или очередные шары которые имеют контакт с битком. Если наряду с очередными шарами соприкосновение с битком имеют и другие (не очередные шары), то рефери указывает только на те шары, которые являются очередными.

Когда рефери объявляет «touching ball», игрок должен наносить очередной удар в сторону от соприкасающегося шара и даже если при этом соприкасающийся с битком очередной шар не шелохнется, фол не объявляется.

Когда соприкасающийся шар мог быть очередным, но игрок заказал и сыграл в другой (также очередной) шар и соприкасающийся шар при этом не шелохнулся, фол также не объявляется.

Когда соприкасающийся шар после удара пошевелится, засчитывается фол (пропих). Фол не объявляется в случае, когда рефери считает, что движение соприкасающегося шара случилось не по вине игрока выполнявшего очередной удар.

Снукер

Такое ситуация на столе, при которой невозможно прямым ударом попасть битком в очередной прицельный шар.

Свободный шар

Свободный шар объявляется после не правильно выполненного удара (фола), когда биток после такого удара попадает в снукер. Оппонент нарушившего правила игрока в этой ситуации может использовать (предварительно объявив об этом судье) в качестве красного шара любой из разноцветных шаров. В этом случае забитый цветной шар будет иметь стоимость красного (1 очко) или, если красных на столе уже не осталось, стоимость очередного разноцветного шара.

В случае когда,  после удара шар, объявленный как свободный, закроет все шары красного цвета или (когда на столе уже не осталось красных) очередной разноцветный  шар (другими словами, попадет в снукер), то объявляется фол. Это правило не работает, когда на столе остаются только два шара (розовый и чёрный).

В ситуации, когда объявляется свободный шар, разрешается играть цветные шары через шар (так называемый плант). К примеру, шаров красного цвета, а также жёлтого шара на столе уже нет (очередной цветной в этой ситуации — зелёный), объявляется «свободный шар», игрок получивший право на удар заказывает коричневый шар. При условии, что биток совершит первое касание именно с коричневым, фол не будет объявлен, даже если при этом в лузе окажется зелёный шар или если они оба (зелёный, и коричневый) окажутся в лузе (лузах). В любом случае игрок, выполнивший такой удар, заработает три очка (стоимость очередного шара, т.е. зеленого), при этом в первой ситуации зелёный шар не надо выставляеть на свою отметку, а во второй ситуации коричневый шар должен быть выставлен обратно на стол.

Разберем ситуацию, если рефери объявляет «свободный шар», когда на столе ещё остались красные шары. При условии, что первое касание биток совершит с заказным шаром, то, по той причине, что этот цветной шар на время этого удара становится равнозначен красному шару, для продолжения серии игроку разрешено играть красный шар, даже не забивая «свободный» цветной, к примеру, через шар. Если в лузе оказался «свободный» цветной, один или несколько красных, игроку начисляется по одному очку за каждый шар, и он продолжает подход.

Промах

Игрок, совершающий удар обязан стараться попасть в очередной шар. Если рефери покажется, что игрок приложил не достаточно усердия для того, чтобы попасть в очередной шар, то он объявляет «фол» и «промах» (анг. foul and a miss). В такой ситуации оппонент игрока допустившего фол должен принять решение. Взять ли ему на себя право следующего удара, предоставить игроку возможность повторить свой удар из восстановленной позиции или дать ему возможность продолжать фрейм из сложившейся в результате его удара ситуации на столе. Если игрок допускает промах по очередному, открытому для прямого удара шару, то рефери должен объявить «foul and a miss», только если одному из игроков до или после совершения удара не были нужны снукеры, чтобы настигнуть своего оппонента.

Играя открытый для прямого удара шар, у игрока в запасе имеется не более трёх попыток попасть по нему, после второй неудачной попытки рефери обязан проинформировать игрока о том, что его третья неудачная попытка приведёт к проигрышу фрейма.

Правило «промаха» не должно быть методом получения дополнительных очков оппонентом в случае, когда игрок, находящийся у стола оказался в трудной ситуации. Быстрее, оно необходимо для препятствия небрежному или неспортивному поведению игроков. Понятие «промах» не всегда связано с физическим контактом между шарами, а в спорных моменты остаются на суд рефери.

Восстановление позиции

Когда после промаха одного из игроков его оппонент просит восстановить позицию, рефери обязан, насколько это возможно, максимально точно восстановить позицию шаров на столе, которая предшествовала удару (промаху), даже если ситуация на столе была изменена кардинально. Во время восстановления позиции рефери может консультироваться с обоими соперниками. Игрокам запрещено прикасаться к шарам, а окончательное решение о точности восстановления ситуации остается за рефери. Ко всему прочему рефери у стола имеет право пользоваться подсказками рефери-маркера (в случае, когда имеется), который ведет статистику матча и имеет возможность просматривать видеозапись матча.

Патовая позиция

Рефери может остановить фрейм, признав ситуацию на столе патовой (анг. stalemate) если видит, что она зашла в тупик. В этом случае фрейм начинают по новой. В протокол игры результаты патового фрейма не записываются, а время, затраченное на эту партию, отнимается от суммарного времени матча.

Штраф

За всевозможные нарушения правил (фолы) положены штрафные очки (от 4 до 7). Количество штрафных очков соответствует стоимости очередного шара, но не должно быть меньше четырех очков. Такой штраф налагается за:

— промах, пропих или перескок;

— отрыв обоих ног от пола во время выполнения удара;

— попадание битка в лузу (в этой ситуации фрейм продолжается ударом с руки из “D” сектора);

— снукер после удара свободного шара.

Штрафные очки по стоимости очередного шара или затронутого, если он большего достоинства за:

— совершение удара до того момента как все шары на столе прекратили свое движение после предыдущего удара, или когда рефери еще не вернул на свою отметку цветной шар;

— не очередной шар, оказавшийся в лузе (попадание в лузу (лузы) больше одного разноцветного шара в результате одного удара);

— первое соприкосновение битка с не очередным шаром;

— прикосновение к любому шару на столе чем угодно, за исключением наклейки кия;

— шар, который в результате удара покинул игровую поверхность стола.

В ситуации, когда игрок одновременно делает два и более нарушения, он штрафуется только за одно нарушение (самое «дорогое»).

Рефери

Наблюдает за соблюдением правил . Он обязан быть не предвзят в принятии решений в интересах справедливой игры и спортивного поведения бильярдистов. А также:

— может квалифицировать поведение одного из игроков, как неспортивное и может назначить наказание вплоть до поражения в матче;

— имеет право позволить одному из игроков выйти из зала по необходимости (в перерыве между партиями);

— должен попросить зрителей в зале вести себя потише и посдержаннее, если их поведение мешает игре.